Что ребенок видит дома
В деле воспитания детей, крайне важен личный пример родителей.
С самых малых лет ребенок видит все, что и как происходит в его родительской семье. И для ребенка именно увиденное становится важным и главным. Потому, что он воспринимает это как норму.
Как живут родители. Как общаются между собой. Как одеваются. Что едят. Как относятся друг к другу. Как заботятся друг о друге и о ребенке. Какая обстановка в семье.
Однажды был проведен эксперимент. Взяли десять детей в возрасте один годик. Девять детей в своих семьях были одни. А у десятого ребенка был пятилетний старший брат.
Всех детей усадили на пол на ковер и дали игрушки.
А потом в комнату попросили зайти старшего брата этого малыша. Причем на ребенке были одеты зимняя шапка и шуба.
Все девять малышей напугались вошедшего ребенка и стали плакать. Десятый малыш посмотрел на брата, потом с недоумением посмотрел на плачущих детей и пополз навстречу к брату.
Для этого ребенка наличие брата в шубе и шапке было нормой. Он видел его дома много раз и не напугался. Все остальные дети напугались потому, что не смогли понять, что это за «страшный зверь» пришел к ним.
Ребенка не пугает норма, он к ней привыкает и воспринимает ее как должное.
Вот об этом должны всегда помнить родители, которые воспитывают детей. Ведь именно родители и формируют у ребенка понятие нормы.
Когда ребенок подрастает, то родители начинают ему рассказывать, что хорошо и что плохо. Как надо делать, а как не надо.
Но и тут ребенок принимает на веру лишь только то, что видит. Например: отец рассказал сыну, что очень полезно заниматься спортом. И тут же выкурил сигарету и выпил стакан водки.
Что запомнит ребенок? Что-то о пользе спорта? Как бы ни так!
Ребенок видел, как папа покурил и выпил водки. Что он при этом говорил, решающего значения не имеет.
Под воздействием коллектива привычки и понятия о норме могут меняться. Например: Был проведен эксперимент. В лагерь отдыха в один отряд привезли двадцать шесть мальчиков в возрасте двенадцати лет. При этом пятеро из них были игроками детской футбольной команды своего города. Каждое утро эти пятеро выбегали на пробежку.
Ребята были хорошие. В коллективе стали пользоваться уважением и авторитетом.
Другие дети очень хотели быть похожими на них. Уже через неделю на утреннюю пробежку стал выбегать весь отряд в полном составе.
Но подобным образом можно привить ребенку и не правильные привычки. И он их будет воспринимать как норму.
Пришел папа с работы пьяный. Все нормально, так и должно быть. Побил папа маму. Тоже нормально, так уже много раз было. Ходит папа по квартире в трусах. Все нормально, он всегда так ходит.
А привитое в детстве миропонимание и выработанные привычки позднее очень трудно изменить.
Кто служил в Армии, тот может подтвердить как настырно солдаты с Кавказа отказывались выполнять хозяйственные работы. Это женская работа и все тут. Хоть судите, хоть убейте, но делать не будем!
Если родители хотят вырастить достойных детей, а все нормальные родители именно этого и хотят, то они должны всегда помнить, что процесс воспитания идет каждый день, без выходных , отпусков и перерывов на обед.
Более того, пример родителей может повлиять в дальнейшем и на выбор спутника жизни у их ребенка.
Например: Дочь одного бывшего военного летчика вышла замуж. И этот летчик все сокрушался. Зять пьющий, ничего не умеет делать руками, друзья ему важней жены и дочери.
Другие летчики, с кем он когда-то служил, сказали, что его зять как две капли воды похож на него. Такой же безрукий, такой же выпивающий и такой же любитель компаний друзей.
А для его дочери такое поведение мужчины в доме кажется нормальным. Ведь это она каждый день видела в родительской семье. И в мужья выбрала себе именно такого мужчину, который был «носителем» такой привычной для нее нормы.
Дети видят все. И все увиденное запоминают. А в дальнейшем ведут себя в соответствии с увиденным в родительской семье.
Вот поэтому молодые родители должны стать для своего ребенка тем примером и тем образцом поведения, который был бы достойным подражания.
Чтобы не пришлось потом ни кого перевоспитывать. Со слезами. С нервами. С болью.
Многие жалуются, что их дети не любят читать. Я никогда не заставляла своих детей читать книги. Правда пришлось найти подходящие и интересные книги для их возраста. Сама читаю каждый день. И вижу, что они приняли это, советуются, какую книгу прочитать. Только пример родителей может привить ребенку любовь к чтению!
Все правильно, прежде чем воспитывать кого-либо, нужно воспитать себя. Жаль, что многие этого не понимают.